Деньги в школу собирайте

img

Время совершает много перемен с человеком.
На каком-то подсознательном уровне мы способны менять свое отношение к явлениям, фактам и предмету переживания.
Свойство – спасительное. Казалось бы, совсем недавно, когда общественность все еще открывала для себя баунти, хабаровчан шокировали «спонсорские» взносы с пятизначными цифрами за право стать студентом....

Публикации. Сборник "Книга белая. Молюсь за тех и за других"
2002

СКАЧАТЬ В:

Екатерина

РУДИК

ДЕНЬГИ В ШКОЛУ

СОБИРАЙТЕ

 

Книга Белая.
Молюсь за тех и за других

Публикация
2002

Время совершает много перемен с человеком.
На каком-то подсознательном уровне мы способны менять
свое отношение к явлениям, фактам и предмету переживания.
Свойство – спасительное. Казалось бы, совсем недавно,
когда общественность все еще открывала для себя баунти,
хабаровчан шокировали «спонсорские» взносы с
пятизначными цифрами за право стать студентом.

          На фоне всех этих житейских потрясений, принесенных рыночной экономикой, святая формула: обучение в школе – бесплатное, оставалась незыблемой. Не в счет летний ремонт классов, когда родителям предлагалось – не желаешь красить парты, приноси хотя бы белила. Или когда родители желали дать своему ребенку углубленные сверх школьной программы познания. А уж начальная школа - это особо охраняемая страна. На высоком педагогическом

1

уровне научить детей читать, писать, считать, преподнести им основы нравственности, – было и есть делом государственным, дотационным, для железных гусениц реформ неприкосновенным.

          Но вот редакция получила письмо.  От молодой матери М.В.Щеголевой. Мы приводим его полностью, так как автор – в немалой степени типичный представитель нашей молодежи, кому больше всех досталось от реформ. Столкнувшись с ее очередной гримасой, 25-летняя женщина растерялась.

          «Дорогая редакция, ответьте, пожалуйста, с каких пор обучение в начальной школе стало платным. Еще в мае пошли с сыном записываться в ближайшую к нам новую школу № 80. Психологи проверили тестированием его знания, ставя против его фамилии «плюсики», - ребенок смышленый. Остались довольны. Мне предложили заполнить родительскую анкету и поставили в известность, что тот, кто будет учиться не по месту жительства, должен заплатить спонсорский взнос пять тысяч рублей. Но эта школа – ближайшая к нашему дому. И где мне взять такие деньги? Год назад закончила торгово-экономический техникум, по специальности, как ни билась, устроиться не могла, – принимают только с опытом работы. Воспитываю ребенка одна, папа наш самоустранился от заботы о сыне. Если бы не бабушка и дедушка, не знаю, как бы жили. И ушли мы несолоно хлебавши. Кто мне ответит, откуда, кем утверждены «добровольные» спонсорские взносы для первоклассников?»

          Маленькая драма, которую пережила Мария Васильевна Щеголева, к сожалению, не исключительный случай. С проблемой платежей столкнулись многие семьи хабаровчан, у кого дети нынче станут школьниками. Ведь грешно упрекать родителей, имеющих малые доходы, за желание отдать ребенка в лучшую школу, где в достаточно комфортных условиях учат не по старинки, понимая, что дети стали другими, где с первого класса пробуждают энергию творческой мысли, закладывают основы будущей профессии.

          Именно эти достоинства отличают школу № 80, построенную по современному типовому проекту, как в чаше раскинувшую свои компактные крылья-здания среди несметного числа жилых, блеклых девятиэтажек. Сюда на машинах везут своих чад состоятельные родители из северного, южного микрорайонов и даже с Березовки. Особая гордость –  плавательный бассейн, два спортивных зала. Здесь действует пять эстетических школ, студия «Стэлла». Имеется два компьютерных класса, кабинет психологии.  Дети занимаются по новейшим программам Занкова, Эльконина-Давыдова, развивающие интеллект и творческие начала в ребенке. Привлекает родителей и то, что с первого класса

2

детей обучают английскому языку. Но за все эти прелести надо платить. Лучше поздно, чем никогда, но мэр Хабаровска недавно утвердил перечень и прейскурант предельных тарифов за дополнительные платные услуги. И все-таки они высоки. В этой школе до 700 руб. в месяц - за приобщение к иностранному языку по программе Дональда Коварда. Попробуйте умножить на годы обучения? Целое состояние, не правда ли.

          - А как же иначе? – защищается замдиректора М.Н.Чайка.-  Педагог должен ежегодно проходить переаттестацию в учебном центре Москвы. На это нам средств не отпускают. Без финансовой помощи родителей школа не могла бы развиваться. Для того же бассейна помимо прочих расходов надо купить буйки, мячи, вот мы и продаем абонементы. У нас в школе пропускная система, к нам чужак не зайдет. За вневедомственную охрану мы платим из родительского кармана. А хозяйственные нужды? А содержание здания? Даже на мел, на ремонт стульев для школьной столовой средств не отпускают. Ремонт школы также сделали за счет родителей. На эти цели централизованно было собрано 380 тыс. рублей.

          Как же учитывается, весьма, нехилый поток «благотворительных» взносов? Если припомнить, что в прошлом году бывшим директором школы № 80 была разбазарена крупная сумма от 2млн 800 тысяч руб., поступивших из городского бюджета на строительство школьного стадиона, и только, как говорится, ленивый из журналистов не писал об этом скандале. Какие защитные механизмы предложены сейчас педагогическим коллективом, чтобы оградить от бесчестных рук живые деньги?

          Это, прежде всего совет школы и общественная организация «Поддержка образованию». Они с директором школы - держатели и распорядители родительских средств. Но вот что странно: председатель Совета, он и президент «Поддержки». Почему же из 1760 родителей не нашлось второго руководителя для этих очень ответственных организаций, призванных, по-хозяйски регулировать расходы денежных потоков и, кстати, не дублировать, а контролировать друг друга? Любопытен и тот факт, что поступающие от родителей средства бухгалтерия в своих отчетах не отражает. Сам же председательствующий на двух стульях родитель абсолютно уверен, что школа на верном пути и действует в соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края, в котором определены условия, что, пожертвования поступают в школу сугубо на добровольных началах, через кассу и конкретно указывается, на какие цели. По мнению председателя Совета родителей и президента, все эти условия выполняются, для вымогательства оснований нет:

3

          - Школу надо выбирать по карману. Не хотят учиться в «традиционке», родителям предлагаем написать заявление: «Прошу принять спонсорский взнос…». А это уже благотворительность!

          Просто, как бином Ньютона. Заметьте, «предлагает школа», не родители, но это не тот бином, где все выверено без утайки. До чего живуча у нас способность, праведное дело обернуть в неправедное. В частности, без угрызений совести оставить на обочине образования, возможно, одаренного ребенка, коль не слышен шелест ассигнаций. Да и о самих «пожертвованиях», на какие цели и нужды идут, родителей особо не оповещают, об этом известно лишь узкому кругу.

          И еще деталь. Строительство школы № 80 было задумано, чтобы разгрузить соседнюю, старую школу № 13. Но получилась странная, лукавая вещь - к новой приписали лишь всего шесть домов на ул. Карла Маркса. При проверке на соответствие микрорайона обнаружилось неслыханное: в счет этих шести, почему-то попали - рынок Али и помещение магазинчика «Пиши, читай».

          Что имело в виду управление образования г. Хабаровска, приписывая школе № 80 не детей, а торговые точки – расшифровке не поддается. Ясно другое, главное образовательное учреждение города обеспечило широкую возможность красивой школе набирать платных учеников не из своего микрорайона. И уже в июле почти все четыре первых класса были укомплектованы преимущественно «пятитысячниками».

          Зато средняя школа № 13, на сей счет, не оставлена в обиде. Ей определен микрорайон необыкновенной широты. Однако сюда родители не спешат вести детей.

          - А ведь у нас педагоги ничуть не хуже, чем в восьмидесятой, -  с грустью говорила зам директора В.П.Костромичева, сиротливо изучавшая сметы на ремонт кровли. –  Просто мы бедные.  Готовы набрать всех, как раньше, без всяких взносов.

          Многие, кто способен внести плату, ушли в восьмидесятую. Остались малоимущие, безработные, неполные семьи. Как с них-то плату брать? Вот и нет в школе ни охраны, ни компьютерных классов. И не предвидится. Откуда взять такие огромные средства, если в штатном расписании даже вахтер не значится. Кто-то же должен давать звонок на урок, следить за порядком в

4

вестибюле. И здесь школа не могла обойтись без помощи родителей. Складываются по четыре рубля в месяц, конечно, кто может.

          Две школы - два контраста. Одна – обречена на трудное выживание, другая процветает за счет поборов. Факт нарушения Закона об образовании подтверждает в своем комментарии Первый заместитель министра Министерства образования Хабаровского края И.А. Иванцева. По ее словам, нет нормативных документов, которые бы позволяли при приеме в первый класс требовать деньги за обучение у родителей. И тем более исключаются спонсорские взносы по принуждению. Уже тот факт, что школа изымает у родителей деньги до момента обучения ребенка, квалифицируется как взятка.

          А между тем, так называемое спонсорство, столь распространенное в лучших школах, возникло не сегодня. В той же восьмидесятой этим занимаются со дня ее открытия, пять лет. И с каждым годом взнос дорожает. Скрыто и неуклонно. К чему это ведет? Волею рыночных отношений и вседозволенностью, вслед за чудовищным расслоением общества полным ходом идет социальное расслоение образовательных учреждений.  Как смягчить этот процесс, сделав подконтрольным, как воскресить справедливость, создав равные стартовые условия для обучения маленьких граждан - не риторические вопросы. На них потребует ответить неумолимое время, и высшая целесообразность, ведь завтрашний день Хабаровска подрастает сегодня за школьными партами.

(2002 г.)

5